1. Системы самопроверки

Тесты самопроверки - обязательная и очень важная часть обучающих систем, по той причине, что хранение информации связано и с некоторой её потерей.

Забывание - довольно сложный и неравномерный процесс. Немецкий психолог Герман Эббингауз ещё в 1885 г. на основе проведенных экспериментов вычертил кривую забывания.


Кривая забывания

Он анализировал, какая часть информации остается в памяти обучаемых по прошествии определенного времени и выяснил, что большая часть информации теряется за первые девять часов с момента её изучения. Любопытно, что в первые же часы после запоминания нового материала, кривая стремительно падает вниз. Оказывается, что объем усвоенной информации катастрофически уменьшается в течение первых 9 часов со 100 до 35%.

Повторение является неотъемлемой частью любой системы запоминания. При быстром получении необходимой информации у обучающихся нет потребности повторно перечитывать изучаемый параграф или главу.

Одним из самых естественных и простых подходов является добавление к электронным средствам обучения теста самопроверки. Это заставит студентов безотлагательно вспомнить, мысленно повторить, а значит, и закрепить только что рассмотренный материал.

Задача педагогов - организовать траекторию обучения таким образом, чтобы неоднократное повторение непременно имело место. Поэтому работа с тестами самопроверки является обязательным этапом усвоения материала. Цель проведения такого тестирования - не обнаружить неуспевающх, а закрепить полученные познания.

Система самопроверки характеризуется обязательным наличием пояснения правильности ответа. Возможен вариант отсылки к Web-странице с правильным ответом или главной странице параграфа.

Требования к тесту-самопроверки:

  • тестовые вопросы должны охватывать весь материал;
  • вопросы могут подаваться как в случайном порядке, так и заранее определенной последовательности;
  • система выдает не окончательную оценку, а количество правильных ответов или % и рекомендацию для дальнейших действий в мягкой форме;
  • кнопки и инструменты подсказок должны быть контекстными;
  • система может предложить вторую попытку ответа на вопрос в случае неверного ответа;
  • вопросов может быть не очень много, поскольку разрабатываются они по материалу одной темы, лекции, презентации и т.д.; рекомендуемое число вопросов от 7 до 11.